Наставничества в ОВД психологический аспект


Наставничества в ОВД психологический аспект
Н. - помощь опытного сотрудника молодому сотруднику (стажеру) в начальный период его службы в ОВД. Основные задачи наставничества: а) помощь молодым сотрудникам в адаптации к службе и служебному коллективу; б) ускорение процесса профессионального становления и развития способности к самостоятельному и качественному выполнению возложенных на него обязанностей; в) развитие интереса к ПД и порученному делу, верности Присяге, лучшим традициям ОВД, формирование уважения к правам и достоинству человека и гражданина, добросовестности, дисциплинированности, законопослушности, бдительности, мужества, гражданской и правовой активности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебного долга. Наставники отбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих развитыми личными и профессиональными качествами, имеющих высокие показатели в службе, богатый жизненный опыт, склонность к внимательной и терпеливой работе с людьми, пользующихся авторитетом в коллективе. Наставник личным примером, доброжелательной помощью, советом, пониманием испытываемых молодым сотрудником различных (в том числе и психологических) трудностей оказывает на него должное влияние. Успешность его работы повышается, если он обладает психолого-педагогической подготовленностью: а) знаниями основ юридической педагогики и психологии, б) пониманием требований ПД к личным качествам и профессионализму сотрудника, в) пониманием трудностей профессиональной адаптации к службе в ОВД, г) знанием зависимости трудностей от индивидуальных особенностей молодого сотрудника и социально-психологической атмосферы в коллективе, д) умением изучать и правильно оценивать индивидуальные особенности людей, е) знанием и владением методами психологического и педагогического воздействия, индивидуального подхода. ж) знанием опыта работы других наставников.

В органах внутренних дел сложилось несколько видов наставничества: а) наставничество коллектива органа, подразделения над молодым сотрудником (стажером); б) индивидуальное наставничество опытного сотрудника над новичком; в) наставничество ветерана над молодыми сотрудниками; г) наставничество старших в семейной династии сотрудников органов внутренних дел над молодыми.

(Н.В. Сердюк)

Литература: Бенедиктов С.Б. Наставнику об основах общей психологии. – Минск. 1976; Гичан И.С. Психологические проблемы наставничества. - Киев, 198; Организация наставничества в органах внутренних дел. - М. 1988; Филиппов А.В. Психолог советует наставнику. - М. 1986.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.